Произвела эту «революцию» карта четвертых Всесоюзных туристских соревнований по ориентированию на местности, которые состоялись с 4 по 8 сентября в окрестностях поселка Теребень, Калужской области.
Для создания карты была скомплектована всесоюзная бригада начальников дистанций, в которую вошли ведущие по тому времени специалисты:
Руководить этой интереснейшей компанией, было поручено вашему покорному слуге. По своей сути эта бригада стала прообразом всех последующих советских бригад создателей карт и дистанций, а так же многочисленных всесоюзных (в частности Алольских) семинаров специалистов этого профиля.
Летом 1969 года из полевого лагеря в центре района были проведены двухнедельные полевые работы и откорректирована площадь порядка 35 квадратных километра. Кстати, средняя производительность работы – 5 дней на один кв. км – серьезная цифра и на сегодняшний день!
Карта IV Всесоюзных соревнований 1969 г. Теребень
Прежде всего, ее основой стала выкопировка с достаточно свежей топокарты М 1:10000 с высотой сечения рельефа 2 м и подробный лесоплан М 1:25000. Впервые были подробно отсняты на местности и нанесены на карту кромки всех болот. Из площади болот была выделена – также с подробной съемкой конфигурации – «сухая земля». Лес остался на карте белым, а открытые пространства стали темными. Кстати, впервые «решился» сделать лес белым, а открытые пространства черными московский начальник дистанций Юрий Гальтяпин в июле 1967 года. Автор этой идеи активно участвовал в создании ряда очень неплохих московских карт в шестидесятые и семидесятые годы. Карта Теребени одна из первых имела высоту сечения рельефа 2,5 метра (практически, конечно, два метра с топоосновы!). По всему полю карты были проведены линии магнитных меридианов. Карта участников индивидуальных соревнований имела размер 14/50 см и была склеена липкой лентой из двух фотоотпечатков, а мужская дистанция группы АМ 22 (тогда еще не был в ходу термин «элита») была спланирована от самого северного до самого южного обреза карты. На этой карте начинала рождаться передовая технология создания издательского оригинала черно-белых карт. Он вычерчивался на пергамине (прозрачная карандашная калька) тушью, в увеличенном, по сравнению с тиражом, масштабе (1:10000). Пересъемка производилась в профессиональной фотолаборатории на большие негативы для контактной фотопечати тиража. Издательский оригинал выполнил Николай Николаевич Калиткин, обладавший недюжинными графическими способностями.
Карта и сами соревнования имели большой успех особенно у прибалтийских спортсменов, которые в те времена были сильнейшими в стране, а их карты оставляли желать лучшего. Новый подход к созданию карты и его результаты стали хорошим примером для подражания на несколько последующих лет.